Добавить в избранное

27.10.08

30 октября 2008 г. в Москве состоится экспертный Круглый стол "Проблемы координации деятельности организаций российских соотечественников на Украине". Организатор мероприятия – Институт Русского зарубежья...

 

26.02.08 "

28 февраля участники Круглого стола в ЦДЖ обсудят вопрос о влиянии событий конца ХХ – начала ХХI века на русскую идентичность в России, СНГ и странах Балтии...

 
 

Летом 2005 года поиски стратегического союзника в Азии, на которого можно было бы опереться в соперничестве за мировое господство с Китаем, привели США к необходимости поступиться принципами по вопросам ядерного нераспространения.

Несмотря на то, что Индия не присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который признает право на обладание им лишь за Великобританией, США, Россией, Китаем и Францией, Вашингтон подписал с Дели соглашение о ядерном сотрудничестве. Эксперты также отмечали, что это соглашение было необходимо США для вытеснения с индийского рынка российских поставщиков.

Ровно через два года, в течение которых шли активные переговоры, государственный секретарь США Кондолиза Райс объявила еще об одной "исторической вехе" в двустороннем стратегическом партнерстве США и Индии. Со стороны США ядерное сотрудничество с Индией названо не иначе как "углубление связей с демократической энергетикой Азии". Новое соглашение направлено на предоставление Индии доступа к ядерным ресурсам США сроком на 30 лет, что должно обеспечить помощь в удовлетворении растущих энергетических потребностей страны.

Япония – единственная страна, испытавшая на себе ужасные последствия ядерного взрыва – очень сдержано отреагировала на американо-индийские соглашения. В японских СМИ прошли сообщения о том, что ответственные лица планируют тщательно изучить вопрос и сделать выводы о возможных последствиях для режима нераспространения. Бывший глава кабинета министров Японии Абэ в ходе недавнего визита в Индию осторожно избегал упоминания вопросов ядерного партнерства Индии с США, обе страны договорились в их совместное заявление, что ядерная энергетика является безопасной и важной для устойчивого развития. Лидеры двух стран решили развивать дальнейшее укрепление экономического сотрудничества. С учетом того, что Абэ сопровождали влиятельные промышленники от японской ядерной промышленности страна, намерена расширять сотрудничество как раз в ядерной области.

Новый премьер-министр Ясуо Фукуда и новое японское правительство пока не высказались об изменениях в своей политике в отношении американо-индийской ядерной сделки. Этот вопрос еще не выносился на обсуждение правящей и оппозиционными партиями в Японии. Вместе с тем, Индия и США с самого начала оказывали и продолжают оказывать давление на Японию, для того чтобы добиться поддержки состоявшихся решений. Это было и в ходе визита индийского премьер-министр Сингха в Японию в прошлом году, а также во время визита министра иностранных дел Мукхерджи в марте этого года. А когда на встречах американских и японских правительственных чиновников обсуждается дальнейшее сотрудничество в области ядерной энергетики, американцы всегда ставят вопрос о поддержке расширения безопасного использования ядерной энергии в заинтересованных странах.

Несмотря на декларируемую приверженность к требованию универсальности ДНЯО в конце прошлого года Джордж Буш подписал закон, который дает Вашингтону право поставлять Индии топливо для атомных электростанций и ядерные технологии, что было законодательно запрещено в США с 1975 года, когда стало известно о создании Дели собственного ядерного оружия в обход ДНЯО. Если Япония присоединиться к Соединенным Штатам и согласиться с исключением из этой универсальности ДНЯО, вскоре могут последовать и другие исключения. Но, кроме этого, такие компромиссы создают предпосылки для изменения позиции страны в целом. Поддержка американо-индейского ядерного соглашения будет очередным шагом к решению Японии создать собственное ядерное оружие. Уже сегодня страна обладает всеми необходимыми возможностями самостоятельно и за короткий период реализовать военную ядерную программу.

В докладе «Ядерное распространение в Северо-Восточной Азии» под редакцией А.Арбатова и В.Михеева вопросу «ядерного» выбора Японии отведена отдельная глава. По мнению экспертов, официальная позиция Токио сводится к тому, что законы и Конституция не запрещают Японии обладать ядерным оружием, но по политическим соображениям она им не обладает. Однако если внешние и внутренние обстоятельства будут диктовать такую необходимость, Япония может сделать шаг в направлении обладания ядерным оружием. При этом эксперты выделяют пять основных внешних обстоятельств, способствующих подтолкнуть Японию к ядерному выбору.

Во-первых, это невозможность поддерживать глобальный статус второй в мире после США экономической державы только экономическими инструментами. Для реализации новых оборонных концепций Японии могут понадобиться новые инструменты, например ядерное оружие. Во-вторых, значительный фактор обретения ядерного оружия - военная ядерная программа КНДР и в отдаленной перспективе ядерная объединенная Корея. Далее, систематическое влияние оказывает военная мощь Китая, включая ядерный потенциал. Еще одним важным фактором может стать провал международного режима ядерного нераспространения. Но самым главным из выделенных внешних обстоятельств может оказаться утрата доверия в отношении американского «ядерного зонтика», обусловленная общим ослаблением американо-японской союзнической системы.

К внутренним обстоятельствам эксперты относят, прежде всего, возрождение националистических тенденций, которые находят конкретное отражение во внутриполитической жизни Японии. Результатом деятельности представителей националистических кругов стал тот факт, что сегодня страна находится на пороге пересмотра мирной Конституции.

В этих условиях, при низкой вероятности присоединении Индии к ДНЯО, решение японского правительства о поддержке американо-индийских ядерных соглашений было бы серьезной ошибкой, попустительством, которое может привести в будущем к оправданию идеи создания японского ядерного оружия. Наоборот, Япония должна постоянно наращивать свои усилия в области ядерного разоружения и нераспространения во всех аспектах, включая содействие скорейшему вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и укрепления гарантий МАГАТЭ, а также развитию международного экспортного контроля. Вследствие трагических событий в Хиросиме и Нагасаки Япония никогда избавится от своей ответственности и роли лидера в области ядерного разоружения. Только путем сложных решений, как в случае с американо-индийской ядерной сделкой, Япония сохранит лицо и сможет влиять на структуру международной безопасности как действительно «нормальная» страна.

© "Информационная цивилизация – XXI век"