Добавить в избранное

27.10.08

30 октября 2008 г. в Москве состоится экспертный Круглый стол "Проблемы координации деятельности организаций российских соотечественников на Украине". Организатор мероприятия – Институт Русского зарубежья...

 

26.02.08 "

28 февраля участники Круглого стола в ЦДЖ обсудят вопрос о влиянии событий конца ХХ – начала ХХI века на русскую идентичность в России, СНГ и странах Балтии...

 
 

Пока в самих США кипят страсти вокруг непопулярных планов администрации Буша по наращиванию численности американских войск в Ираке, ситуация в этой стране продолжает ухудшаться практически по всем направлениям. Уровень межобщинного насилия достиг критического предела, в любой момент грозящего сползанием в кровавую пучину полномасштабной гражданской войны. Крупные теракты, уносящие сразу по сотне и более человеческих жизней, уже становятся печальной обыденностью для Багдада и других иракских городов.

В то же время оккупационные войска, не только не могут навести в стране элементарный порядок, но и сами несут все более ощутимые потери в навязанной им иракскими повстанцами войне на истощение. Причем, по мнению ряда американских и международных наблюдателей, США и их союзники проигрывают борьбу за Ирак не только в чисто военном отношении, но и в такой важнейшей сфере как борьба за местное общественное мнение. Все усилия американских спецов по информационным и психологическим операциям, ухлопавших сотни миллионов долларов на различные программы по «завоеванию умов и сердец» простых иракцев, привели пока к мизерным результатам.

Примечательно, что факт проигрыша информационной битвы за иракское общественное мнение признается в специальном докладе, подготовленном посольством США в Багдаде в январе с.г. и попавшим в руки репортеров еженедельника «Ньюсуик». В докладе, в частности, говорится, что руководители вооруженного антиамериканского подполья, лидеры враждующих религиозных сект и прочие «подрывные элементы» захватили информационную инициативу в Ираке. Авторы документа полагают, что это «создает питательную среду для эскалации новых циклов насилия».

Оперативно передаваемые по мобильной связи и сбрасываемые в Интернет видеоролики со сценами гибели американских солдат, подрывов автомашин и бронетехники, сбитых вертолетов, а также показательных казней местными «эскадронами смерти» из числа шиитов и суннитов своих противников способствуют притоку в ряды повстанцев новых добровольцев, а также служат устрашением тем, кто не согласен с идеалами или методами действий боевиков.

По мнению западных экспертов, в первую очередь именно суннитские повстанцы стали настоящими экспертами в широком и довольно эффективном использовании новейших медиа-технологий и средств массовой информации в своей пропаганде. Невероятную изобретательность боевиков в манипуляции СМИ для подрыва имиджа оккупационных сил и проамериканского правительства Ирака признал недавно и бывший командующий вооруженными силами США в этой стране генерал-лейтенант Питер Чиарелли. Независимые эксперты также указывают, что иракские повстанцы явно позаимствовали подобные приемы информационной войны у функционеров Аль-Кайды и чеченских боевиков, широко применявших их против российских войск на Северном Кавказе.

Большинство крупных нападений повстанцев на американские войска в настоящее время фиксируется на видеокамеры с высоким разрешением, нередко с различных ракурсов. Отснятый материал затем умело монтируется в короткие драматические сюжеты, на которых нарезка кадров взрывающихся «Хаммеров» и сраженных пулями снайперов американских военнослужащих сопровождается музыкальным саундтреком религиозного характера или хоровым скандированием антиамериканских лозунгов и призывов к «джихаду».

По мнению представителей штаба американских вооруженных сил в Ираке, в ряде случаев повстанцы нападают на войска США и их союзников специально для получения свежего видеоматериала для своей пропаганды. Западные эксперты отмечают, что подобная деятельность иракского вооруженного подполья сильно облегчается доступностью, простотой и оперативностью современных коммуникационных средств. Там, где раньше требовалась сложная стационарная студия со специалистами высокой квалификации теперь достаточно простой цифровой камеры, мобильного телефона и переносного компьютера-лэптопа.

Компакт диски с записями успешных засад и нападений на оккупационные войска сегодня продаются на рынках Багдада всего по 50 центов за штуку (опять на ум приходит аналогия с рынками Грозного в период чеченской войны). Компактность размеров современных видеофайлов (например, запись казни Саддама Хусейна на камеру мобильного телефона имеет размер всего в один мегабайт) делает их весьма удобными для передачи по мобильной связи и загрузки в Интернет для последующего широкого распространения по всему миру. Как правило, видеоролики с кадрами очередного теракта или нападения на войска США появляются в Интернете уже через несколько часов после их совершения.

К тому же пропагандисты боевиков гораздо лучше, чем их американские коллеги знают и понимают специфику восприятия информации местным населением и его менталитет. У многих иракцев на мобильных телефонах хранятся вместе фотографии их детей, видеоролики свадеб и сцены обезглавливания боевиками своих жертв. Популярные арабоязычные спутниковые телеканалы «Аль-Джазира» и «Аль-Арабия» без колебаний пускают в эфир гораздо более откровенные кадры насилия и смерти, чем позволяют себе западные СМИ.

В последнее время особое беспокойство у военного командования США в Ираке вызывает деятельность нового телеканала «Заура», организованного бежавшим в Сирию после выдвижения против него обвинений в коррупции бывшим членом парламента Ирака от суннитов Мишаном Джибури. С ноября прошлого года этот телеканал непрерывно выдает в эфир целые серии видеосюжетов, живописующих нападения боевиков на американских и британских солдат, подрывы автомобилей и бронетехники союзников на придорожных фугасах и т.д.

Ролики сопровождаются комментариями (иногда на английском языке!) с призывами к иракцам «обратить всю ярость своего гнева против оккупантов». В результате «Заура» стала одним из самых популярных в Ираке телеканалов, причем не только среди суннитов, но и у немалой части шиитской общины. В то же время пропаганда США в Ираке весьма вяло реагирует на информационные атаки боевиков и по-прежнему увязает в бюрократических препонах и неэффективных формах работы вроде проведения скучных официальных брифингов для прессы, где на большинство вопросов дается неизменный ответ «ноу коммент».

По существующим правилам, вся информация для СМИ о деятельности вооруженных сил США в Ираке должна пройти по длинной командной цепочке вплоть до Пентагона и обратно. В итоге нередко пресс-релизы к моменту своего выпуска сильно устаревают. Очень часто штаб оккупационных сил принимает решения вообще замалчивать происходящие события, что серьезно подрывает и без того низкий рейтинг доверия иракцев к войскам США.

Однако, как признают даже сами американские эксперты, самым главным слабым местом информационных и психологических операций США в Ираке является их содержательная сторона. Военные и гражданские пропагандисты никак не могут сформулировать основные тезисы американской пропаганды на население Ирака в нынешних условиях. В результате пропаганда США явно проигрывает как «Зауре», так и боевикам практически по всем статьям. По наблюдению журналистов того же «Ньюсуика», единственным изменением в стиле работы пресс-службы оккупационных сил США в Ираке пока стало то, что ее руководитель теперь общается с журналистами не с громоздкой трибуны, а демократично сидит вместе с ними за «круглым столом».

Последствия поражения в информационной войне не заставляют себя ждать. Влияние и авторитет США в Ираке продолжают падать, а силы боевиков, несмотря на наносимые им в боях потери, постоянно растут. По словам цитируемого журналистами «Ньюсуика» служившего в Ираке бывшего офицера разведки Корпуса морской пехоты США Роберта Стила, в нынешних условиях один пропагандистский видеоролик боевиков равноценен по своей мощи танковой дивизии. Эти ролики не только привлекают в их ряды новых добровольцев и обеспечивают приток финансовых средств, но и лишают многих иракцев каких-либо стимулов к сотрудничеству с американцами, а также приводят к росту антиамериканских настроений. Например, распространение известного видеоролика с повешением Саддама Хусейна немедленно привело к массовым антизападным выступлениям суннитов в провинции Анбар, а жители города Фаллуджа, являвшиеся на протяжении последних двух лет объектом мощнейшей и дорогостоящей кампании американских военных пропагандистов, переименовали главную улицу своего города в «улицу Мученика Саддама Хусейна».

В этих условиях руководство и военное командование США обнаружили, что они оказались в тупике и просто не знают, как победить не только в военной кампании в Ираке, но и в возможно еще более важной битве за симпатии жителей этой страны. Оказалось, что враги Америки могут успешно бороться с ней именно теми мощными средствами информационного воздействия (Интернетом, мобильной связью, спутниковым телевидением и т.д.), с которыми США как раз и связывали свои расчеты на упрочение собственного глобального влияния и доминирования над остальным миром.

©"Информационная цивилизация – XXI век"