Добавить в избранное

27.10.08

30 октября 2008 г. в Москве состоится экспертный Круглый стол "Проблемы координации деятельности организаций российских соотечественников на Украине". Организатор мероприятия – Институт Русского зарубежья...

 

26.02.08 "

28 февраля участники Круглого стола в ЦДЖ обсудят вопрос о влиянии событий конца ХХ – начала ХХI века на русскую идентичность в России, СНГ и странах Балтии...

 
 



Террористические акты в США 11 сентября 2001 г. стали итогом неуклонного падения престижа Соединенных Штатов в мире, неприятия американской политики, экономического уклада, жизненных ценностей, которые агрессивно навязываются другим государствам и, в первую очередь, мусульманскому миру. В последнее время общественное мнение проявляет явную антипатию ко всему американскому не только в ближневосточных государствах, но и в дружественных США странах Европы. Результаты социологических исследований подтвердили подозрения, которые уже давно высказывали эксперты: «США все больше и больше не любят».

Мировое общественное мнение, настроенное явно не в пользу США, послужило катализатором для активных поисков американцами методов улучшения своего имиджа в мире. Кроме того, проблему обозначили и ведущие американские политики, которые осознали опасность нынешней линии администрации, проводимой без соответствующей информационно-пропагандистской и внешнеполитической поддержки.

Так, шесть бывших советников президента США по национальной безопасности обратились в Белый дом с письмом, в котором призвали правительство США резко увеличить бюджетные расходы на осуществление внешнеполитической деятельности. В письме подчеркивается, что работа американских дипломатов за рубежом и всех структур госдепартамента требует увеличения финансирования, так как это «послужит жизненно важным подкреплением усиления вооруженных сил и разведки в длительной борьбе нашей страны с глобальным террором». При этом экс-советники напомнили, что в годы администрации Р.Рейгана, например, бюджетные расходы на внешнеполитическую деятельность на 30% превышали текущий уровень госрасходов на эти цели.

Кроме того, в недавнем материале, который был опубликован во многих американских, европейских и ближневосточных газетах и на веб-сайтах, президент Фонда Карнеги Джессика Тучман Мэтьюс указывает, что у США до сих пор нет политической стратегии, которая учитывала бы продолжающиеся мощные беспорядки. И до тех пор, пока США не разработают такую стратегию с учетом сложившейся обстановки, «вооруженные силы будут вынуждены торчать в ситуации стой-иди-стой, при которой солдаты напрасно лишаются жизни, а безопасность только ухудшается».

Эксперты отмечают, что требуется политика, которая со всей серьезностью учитывает то, что думают иракцы о причинах начала войны и о намерениях США. «Убеждения, что США пришли только для того, чтобы “наложить лапу на иракскую нефть”, укрепить безопасность Израиля, создать марионеточное правительство и постоянное военное присутствие, через которое они смогут контролировать Ирак и остальной регион, ошибочны. Тем не менее, они значительно влияют на поведение иракцев», - считают проправительственные аналитики.

Руководство Белого дома незамедлительно отреагировало на тревожные предупреждения экспертов и неоспоримые факты «антипатии к первой стране мира». Независимая комиссия по публичной дипломатии, которая была сформирована администрацией Дж.Буша для выработки рекомендаций по улучшению имиджа США за рубежом, опубликовала специальный доклад. В документе содержатся, среди прочих, предложения о введении в Белом доме должности координатора по внешнеполитической работе с общественностью и увеличении бюджетных расходов на противодействие антиамериканским настроениям в мире, прежде всего в мусульманских и арабских странах. Как отмечается в докладе, «враждебность по отношению к США достигла шокирующего уровня». Эксперты предупреждают, что антиамериканские настроения в арабских и мусульманских странах приобрели особо агрессивный характер из-за войны в Ираке и арабо-израильского конфликта. «Для улучшения имиджа США в зарубежных странах требуются не тактические изменения, а стратегическая и радикальная трансформация всей работы по внешнеполитическому пиару». Резкий рост антиамериканских настроений в мире комиссия объяснила недостаточными расходами на внешнеполитическую пропагандистскую работу и публичную дипломатию, а также на недальновидное свертывание проводившихся ранее в этой области государственных программ. Среди причин того, что США оказались безоружными перед смертельными угрозами, авторы отмечают «процесс одностороннего разоружения в сфере «оружия убеждения», продолжавшийся в течение последних 10 лет».

Принимая во внимание рекомендации комиссии и экспертов, руководство США увеличило расходы на пропагандистское вещание на страны Ближнего Востока до 40 млн. долларов в год. Данная сумма на треть больше потраченной на аналогичные нужды в 2003 г. Главной задачей вещания на ближневосточные страны администрация Буша считает преодоление негативного отношения к США, а также «развенчание мифов об американском обществе и американской политике».

В настоящее время администрация Буша особенно обеспокоена тем, что негативные сообщения доминируют в новостях в период выборов. В частности, американское Агентство по международному развитию заявило, что ограничит распространение доклада, составленного нанятой им организацией Kroll Security International, который показывает, что за последние несколько месяцев число терактов со стороны иракских повстанцев резко возросло. Количество атак доходит до 70 в день, между тем как в момент прихода к власти премьер-министра Алауи их было 40-50. Однако документы, подготовленные Kroll, - не единственные из числа составленных негосударственными организациями, где говорится, что ситуация в Ираке ухудшается. Беспорядки в Ираке распространены шире и носят более кровавый характер, чем это готовы признать иракские лидеры, свидетельствует доклад частной компании по безопасности Special Operations Consulting-Security Management Group. В целом, большинство сообщений в СМИ также содержат пессимистическую оценку ситуации в Ираке и роли США в ее развитии. Так, канадская газета «Торонто стар» предлагает взглянуть на еще один мрачный аспект этой войны, который редко попадает на первые полосы газет. Речь идет о госпитале в Германии, куда эвакуируют раненых американских солдат. Газета сообщает, что «до войны в Ираке госпиталь принимал не более 10 раненых в конфликтах американских солдат в год. Теперь лишь из Ирака и Афганистана туда обычно привозят от 30 до 55 военнослужащих в день».

Один из методов решения этой проблемы - сокращение числа сообщений, которые свидетельствуют, что ситуация в Ираке ухудшается. Как пример того, что администрация и военные пытаются сдержать поток негативной информации, является намерение военного трибунала осудить проходящего службу в Ираке сержанта ВС США с 20-летним стажем Эла Лоренца на 20 лет тюрьмы за «предательство и неподчинение». Он опубликовал на антивоенном сайте LewRockweil.com статью, в которой подверг критике оккупацию Ирака. Статья не содержала никакой секретной информации, однако в своем комментарии сержант излагал «мрачную оценку ситуации».

Еще один способ борьбы с негативными сообщениями - решение администрации США посылать американцев иракского происхождения с «хорошими новостями» о ситуации в Ираке на военные базы на всей территории США. В частности, Пентагон спонсирует турне группы иракских американцев и бывших чиновников коалиционной администрации по военным базам на территории США с целью информирования о событиях в Ираке «из первых рук».

В настоящее время особенностью американской внешнеполитической пропагандистской деятельности является активное использование ресурсов военного ведомства США. Дипломаты делегировали часть своих пропагандистских функций Пентагону, представители которого иногда первыми оказывались в фокусе общественного мнения и СМИ. Особенно четко это проявилось во время ведения операции в Ираке. Именно из военного пресс-центра в Катаре осуществлялась информационно-пропагандистская кампания США на весь мир.

Министерство обороны уже давно самостоятельно пытается решать вопросы улучшения международного имиджа вооруженных сил посредством влияния на общественные настроения в различных регионах. Военное руководство не только применяет методы ведения информационно-психологического противоборства в боевых операциях, но и активно пользуется приемами органов психологической войны для завоевания поддержки военно-политического курса США в мирное время.

Прежде всего, в армии США большое внимание уделяется работе со средствами массовой информации. Без интенсивной пропагандистской обработки СМИ не начинается ни одна серьезная операция американских войск.

За три месяца до начала боевых действий в Ираке Пентагон провел так называемый курс начальной военной подготовки для журналистов, которым предстояло работать в зоне проведения военной операции против Ирака. Подготовкой журналистов занимались представители всех служб Пентагона, в том числе специалисты по ведению психологических операций из состава 4-й ГрПсО. Наряду с рассказами о военных традициях и правилах поведения, боеприпасах, методах оказания первой медицинской помощи, основах защиты от поражающих факторов на случай атомной, химической и биологической атаки сотрудникам СМИ мягко, но настойчиво напоминали о гражданском долге перед страной, патриотизме и ведущей роли США в мире как гаранта стабильности и процветания на планете. Курировал занятия пресс-секретарь Пентагона Б.Уитмэн. Он отметил, что курс военной подготовки ни в коем случае не следует рассматривать как предпосылку для зачисления журналистов в состав действующих армейских подразделений или как давление на прессу. Глава военного ведомства Д.Рамсфелд отметил, что освещение действий армии в СМИ «почти всегда полезно», хотя «бывают времена, когда это неуместно». Сразу после этого заявления в американских СМИ появились комментарии, что именно для того, чтобы исключить случаи «неуместного освещения» предстоящих событий в Ираке, Пентагон и затеял «промывку мозгов» американским репортерам.

Подобные формы работы с прессой были лишь первыми шагами в построении Пентагоном целой системы информационно-пропагандистского воздействия на общественное сознание в различных странах, в первую очередь, в мирное время.

Военное командование, например, обеспокоено размыванием границ между использованием дезинформации и предоставлением достоверных фактов другим странам. По мнению сторонников агрессивного пиара, незначительное вранье только на пользу США.

В качестве примера военные специалисты приводят случай, когда летом 2004 г. в репортаже Си-Эн-Эн прошла заведомая дезинформация. Сотрудник пресс-службы группировки американских войск в Ираке объявил в эфире о начале наступления на город Эль-Фаллуджа в Ираке. В результате, иракские партизаны обнаружили себя и слабые места в своей обороне. Есть и другое мнение. Согласно ему, заведомая ложь в эфире Си-Эн-Эн дискредитировала и телеканал, и Пентагон, а значит, принесла больше вреда, чем пользы.

По сведениям из некоторых источников, власти США намерены сделать информационную войну государственным приоритетом. Согласно утверждениям ряда экспертов, в руководстве Пентагона обсуждается возможность возрождения так называемого управления по стратегическому влиянию, расформированного в 2002 г. Как ожидается, в Пентагоне возродится если не сама эта структура, то, по крайней мере, ее методы. Ожидается также, что Вашингтон будет ежегодно увеличивать расходы на противодействие антиамериканским настроениям в мире, прежде всего в мусульманских и арабских странах. Согласно источникам, возможно восстановление ряда закрытых программ по стратегическому влиянию. Следует ждать, например, возобновления информационной войны в Интернете. Эксперты Пентагона будут дискредитировать мечети, проповедующие антиамериканизм, на специальных интернет-сайтах и в прессе. Планируется также переводить на арабский язык больше западной литературы и создавать американские информационные центры в мусульманских странах. Для достижения этой цели американские разведслужбы за последнее время увеличили количество переводчиков с арабского и персидского языков как минимум втрое. Также не исключено, что Пентагон вернется к практике оплаты услуг профессиональных журналистов и использования в качестве репортеров военных. Такие методы были распространены во времена холодной войны.

Несмотря на расформирование управления по стратегическому влиянию, опыт работы вооруженных сил в этом направлении и специалисты все равно остались при деле. США заявили о намерении значительно усилить продвижение демократических ценностей в мусульманских странах. Для этого Вашингтон не намерен применять некую жесткую формулу политических преобразований, а планирует использовать индивидуальный подход к каждой из стран мусульманского мира. Таким образом, США рассчитывают постепенно преобразовать их авторитарные механизмы управления в современные и уникальные для каждого случая системы власти.

Информация о новых формах влияния попала в СМИ почти одновременно с сообщением для прессы о решении администрации создать так называемый отдел глобальных связей. Новая структура будет функционировать как координационный центр внешнеполитической пропаганды, придя на смену аналогичному органу с приставкой «коалиционный», - тому, что был создан после трагедии 11 сентября для аккумулирования мирового негодования и направления этой энергии в выгодное для США русло.

Именно тогда американцы всерьез задумались над тем, отчего в остальном мире накопилось столько откровенной неприязни к их богатой и процветающей стране и почему так распространилась нелюбовь к Соединенным Штатам, несмотря на то, что они подают так много достойных примеров для подражания. Однако поиски ответов на эти вопросы не стали сколько-нибудь заметной тенденцией в развитии общественного сознания. Сегодня в США по-прежнему присутствует характерная для американского мышления склонность пренебрегать чужим мнением.

Теперь в Вашингтоне считают, что сферу публичной дипломатии надо реформировать под нынешние условия, которые не стали более благоприятными для США. Место достаточно предсказуемого цивилизованного оппонента в лице СССР занял неприятель-невидимка, неприятель-экстремист, квинтэссенция антиамериканских настроений, в которых перемешаны социальная безысходность, обычная людская зависть, решимость отстаивать свое понимание справедливости, недоверие к прогрессирующей мировой интеграции и т.д.

Как законодатели, так и военное руководство главной задачей США в области внешней пропаганды считают рассеивание антиамериканских настроений, формирование позитивного образа Америки. Предлагается использовать старые формы и методы ведения пропаганды, которые только немного приспособлены к новым условиям с учетом развития технических средств. Однако даже высокий профессионализм специалистов но информационно-психологическим операциям способен лишь частично и временно повлиять на мировое общественное сознание. Для более серьезного и глубокого воздействия на обширные аудитории союзников, нейтралов и тем более «изгоев» нужна не пропаганда «хорошей» политики, а изменение самой политической направленности внешнего курса США. Иными словами, нужны поступки, способные поколебать в массах откровенных врагов и европейских оппонентов Америки старые убеждения и сформировать новые, выгодные для интересов США. Если же Америка будет пытаться внедрять свои ценности с помощью грубого массированного идеологического давления, подкрепляемого растущей военной мощью, она столкнется с еще большим неприятием в мире.

© "Информационная цивилизация – XXI век"