Добавить в избранное

27.10.08

30 октября 2008 г. в Москве состоится экспертный Круглый стол "Проблемы координации деятельности организаций российских соотечественников на Украине". Организатор мероприятия – Институт Русского зарубежья...

 

26.02.08 "

28 февраля участники Круглого стола в ЦДЖ обсудят вопрос о влиянии событий конца ХХ – начала ХХI века на русскую идентичность в России, СНГ и странах Балтии...

 
 

С ноября 2003 г. в рамках инициативы Национального совета по разведке (NIC) США проведено несколько международных конференций и семинаров, в ходе которых изучалось и оценивалось мнение ведущих экспертов по проблеме трансформации общества под воздействием информационной революции. Результаты работы были обобщены в отчете «Глобальный курс информационной революции: общие вопросы и региональные отличия».

Основная цель проведенного исследования - выявить характер воздействия информационных технологий и информационной революции на политическую, экономическую, финансовую, культурную, социальную и другие сферы жизнедеятельности современного общества, а также дать прогноз развития ситуации на период до 2025 г.

В исследовании отмечается, что в настоящее время прогресс в информационных технологиях уже затронул большинство сфер государственной и общественной деятельности, торгово-финансовых отношений практически во всех регионах мира. Информационные технологии превратились в один из наиболее значимых факторов, способствующих динамичной трансформации современного общества, его переходу от постиндустриального к информационному обществу. Стремясь наиболее полно использовать преимущества, которые несет информационная революция, аналитики США пытаются прогнозировать развитие информационных технологий как на краткосрочную, так и на среднесрочную перспективу.

Результаты исследований планируется использовать при выработке базовых положений новой геополитической концепции США. О характере этой концепции можно судить хотя бы по тезису о «цифровом неравенстве» наций, якобы, возникшем в ходе информационной революции.

Экспертами отмечается, в частности, что интенсивное развитие информационных технологий и различия в восприятии результатов информационной революции в различных регионах мира в ближайшие десятилетия могут привести к обострению межгосударственных отношений. В качестве обоснования данного тезиса специалисты указывают на разницу в подходах к классификации высокотехнологичных продуктов, произведенных на базе информационных технологий. Так, в США имеется тенденция рассматривать большинство подобных товаров как частные. В других странах (например, в Индии) считают такой продукт не только частным, но и общественным. Это ведет к возникновению разногласий относительно интеллектуальных прав собственности.

Кроме того, в процессе глобализации появятся такие товары или услуги, основанные на новых информационных технологиях, которые сформируют новые рынки сбыта и существенно повлияют на имеющиеся. Перемещение капитала с традиционных рынков будет вести к их разрушению, отсутствию спроса на устаревший товар, что также может явиться причиной напряженных международных отношений.

Например, развитие оптической технологии коммуникаций и IP-телефонии окажет значительное негативное воздействие на отрасли телесвязи во всем мире, что приведет к масштабным структурным перестройкам на уровне услуг связи, а противостояние программного обеспечения с открытыми кодами на базе операционной системы Linux против коммерческого программного обеспечения с закрытыми кодами на базе операционной системы MS Windows во многом будет способствовать коренному переделу рынка программного обеспечения.

По мнению зарубежных экспертов, информационная революция станет причиной существенного изменения мировых финансово-экономических отношений.

В настоящее время основная часть деловой активности сконцентрирована в Северной Америке, Европе и некоторых странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Данная ситуация, по-видимому, сохранится до 2025 г.

Специалисты отмечают, что формирование нового рынка сбыта такого специфического вида товара, как информационные технологии, будет сопровождать развал компаний, производящих устаревшие изделия и услуги.

Вместе с тем, под воздействием информационной революции, во многих странах мира будет постоянно увеличиваться доля граждан, задействованных в процессе разработки и обслуживания информационных технологий. Через определенное время такие преобразования сформируют новые виды коммерческой деятельности, связанной с информационными технологиями. Это, в свою очередь, отвлечет граждан от промышленного производства и вызовет масштабную миграцию населения Земли.

В течение ближайших 10-20 лет информационная революция существенно повлияет на механизмы управления современным обществом и создаст новые политические силы.

В соответствии с выводами экспертов, некоторые традиционные механизмы управления обществом (такие, как налогообложение, регулирование и лицензирование) становятся все менее эффективными и более проблематичными, поскольку информационная революция позволяет действовать вне сферы досягаемости национальных правительств. Как в указанных, так и в ряде других областей, руководствам государств, которые в наибольшей степени затронуты информационной революцией, необходимо найти новые механизмы или создать новые универсальные международные структуры управления, чтобы сохранить контроль над своими государствами.

При этом, как утверждают иностранные эксперты, в период до 2025 г. США будут оставаться лидером информационной революции.

По мнению специалистов, экономика и общество Северной Америки (США и Канада) подготовлены к неожиданно возникающим проблемам, связанным с информационной революцией. Эти государства имеют ряд преимуществ, заключающихся в хорошо развитой инфраструктуре, экономике и обществе, которое легко адаптируется к различным изменениям, а также законодательство с надежной защитой интеллектуальных прав собственности. Население обоих государств состоит, в основном, из иммигрантов - энергичных и подготовленных граждан со всех континентов.

Что касается Европы, то информационная революция здесь, как отмечают эксперты, будет развиваться более медленно и несколько другим путем, отличным от США и Канады. В области технологий европейское представление об информационной революции аналогично американскому, но больше акцентировано на беспроводные технологии.

Кроме того, население Европы по-иному относится к возможным экономическим и социальным изменениям, его адаптация к новым условиям носит более затяжной характер, несмотря на то, что европейцам свойственна большая экономическая и социальная активность. На развитии информационной революции в Европе скажется проводимая руководителями европейских государств политика интеграции наций континента, а также большая регламентированность и закрытость от США.

Основные страны Азиатско-Тихоокеанского региона продолжат свое развитие и масштабное использование информационных технологий, однако некоторые государства региона будут не в состоянии выдержать заданный темп.

В последние годы наблюдается активное развитие государств АТР, их вовлечение в глобализующийся мир. Граждане ряда стран региона составляют основную часть пользователей Интернета. Уровень интернетизации в Южной Корее, Гонконге, Японии и Австралии превышает американский уровень 2000 г. Далее по числу пользователей Интернета следуют Сингапур, Тайвань и Новая Зеландия. В отличие от ситуации в Соединенных Штатах, где основную часть пользователей составляют частные граждане, большинство пользователей Интернета в АТР - это сотрудники высокотехнологичных компаний. В настоящее время Япония, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд и Филиппины являются главными поставщиками высокотехнологичной продукции на мировом рынке (70-80 % общего объема производства).

Страны АТР, производящие такую продукцию, как правило, развивались по «японской модели». Южнокорейские и тайваньские компании в этой области являются лидерами среди компаний стран региона после Японии, но их стремление играть роль глобальных разработчиков информационных технологий наталкивается на определенное противодействие со стороны конкурентов. А в самой Японии нет однозначного подхода к информационной революции. Несомненно, что на сегодняшний день это один из мировых ведущих центров в области информационных технологий. Однако современное состояние и особенности японского общества и экономики, позиция руководства страны способствуют постепенному отставанию Японии от государств, лидирующих в области производства информационных технологий. С другой стороны, эксперты отмечают появление индивидуализма и предпринимательства в некоторых секторах японской промышленности высоких технологий. Если возникшая тенденция сохранится, то это может гарантировать будущую жизнеспособность этой отрасли экономики страны. В этом случае Япония сохранит свое положение мирового лидера в области информационных технологий, хотя и с постоянно увеличивающейся долей технологических операций, перемещающихся в японские производственные мощности на территории КНР.

Специалисты особо отмечают Китай как быстро растущего производителя информационных технологий. В настоящее время определенные группы предприятий промышленности высоких технологий в Китае уже наращивают объемы выпуска, хотя их продукция в ближайшем будущем не станет главным компонентом экономики государства.

Главные движущие силы в Китае - размер и потенциал его местного рынка и почти неограниченные ресурсы дешевой рабочей силы. Оба эти фактора привлекают иностранные инвестиции.

Южная Корея, Тайвань и другие ведущие высокотехнологичные страны Юго-Восточной Азии достигли их сегодняшних позиций, первоначально являясь дешевыми производственными районами для американских, европейских и японских компаний, и постепенно переходили к созданию собственной высокотехнологичной продукции. Этот процесс занял несколько десятилетий. Появление Китая как нового производителя дешевой и массовой высокотехнологичной продукции в Азии изменяет баланс в этой области среди стран региона.

Индия имеет три важных преимущества в глобальном высокотехнологичном противостоянии: большое количество специалистов в области информационных технологий; прочные установившиеся связи многих индийских предпринимателей с американскими производителями указанных технологий; большое количество образованных и владеющих английским языком рабочих, представляющих собой дешевую рабочую силу.

Именно поэтому Индия является мировым лидером в изготовлении программного обеспечения, его производство увеличилось в 50 раз за последние 10 лет. Расширение индийского рынка программного обеспечения и сферы услуг в области информационных технологий, как отмечают эксперты, сохранится и в ближайшие десятилетия.

Между тем, в этой сфере наблюдается значительное отставание многих других государств Азии. Среди них Бутан, Кампучия, Индонезия, Лаос, Непал, Пакистан, Шри-Ланка, Вьетнам и страны Средней Азии. Эксперты отмечают, что создавшееся отставание указанных стран в ближайшие годы сохранится, а это, в свою очередь, неизбежно приведет к появлению противоречий между государствами региона.

Страны Латинской Америки относительно информационной революции условно могут быть разделены на «лидеров», «успешных» и «остальных».

Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика и Уругвай занимали лидирующие позиции в информационной революции в последние годы, проводя политику, ведущую к современному глобализованному обществу и являя собой пример для остальных государств Латинской Америки. Из указанных стран только экономика Мексики и Чили продолжает успешно развиваться и в настоящее время, тогда как Аргентина, Уругвай и Бразилия недавно подверглись финансовому кризису.

Несколько малых островных государств в Карибском море (включая Каймановы острова, Багамы, Аруба, Виргинские острова) являются сегодня «успешными» относительно вовлеченности в информационную революцию. Эти государства имеют наиболее высокий доход на душу населения в Латинской Америке и отвечают нескольким важным, по мнению экспертов, предварительным условиям: здесь отмечаются высокие нормы грамотности и экономической культуры, население владеет английским языком, существует политическая стабильность.

Однако в силу небольшой площади территории и географической удаленности от материка эти карибские государства не могут служить примером лидерства для остальных стран Латинской Америки.

Другие латиноамериканские страны значительно отстают от «лидеров» и «успешных». Особенно критическая ситуация сложилась для Боливии, Перу, Колумбии и обедневших государств в акватории Карибского моря (например, Гаити).

Государства Ближнего Востока и Северной Африки могут быть сгруппированы в три категории относительно информационной революции: «напуганные», «управляемые» и «лучшие».

«Напуганные» включают Алжир, Ирак, Ливию и Сирию - страны, которые ограничили возможность соединения с Интернетом или запретили это полностью; они предпочитают воздерживаться от потенциальных выгод, чтобы избежать любых отрицательных последствий вовлечения в глобальный сетевой мир.

«Лучшие» государства - Иран, Саудовская Аравия, Тунис, ОАЭ - пробуют развить сильно регламентированную государством внутреннюю сеть Интернета, которая позволит им получить выгоды в торговле, образовании и управлении при сохранении закрытости.

Остальные страны региона характеризуются как «управляемые». Они позитивно реагируют на требования информационной революции и готовы к определенному риску в обмен на выгоды, которые могут явиться результатом более открытых коммуникаций. Наиболее богатые из этих государств, включая Бахрейн, Кувейт и Катар, хорошо развили информационные инфраструктуры. Достижения самой бедной страны - Йемена, расцениваются как крайне незначительные. Страны среднего ряда (Египет, Иордания, Ливан, Марокко и Оман) работают над совершенствованием собственной инфраструктуры.

Особым исключением среди государств региона является Израиль. В течение второй половины 1990-х гг. Израиль существенно развил промышленность высоких технологий на базе инвестиционного капитала, поступающего из всех регионов мира, особенно из Соединенных Штатов Америки. Поэтому, в начале 2000 г. число израильских компаний этого сектора экономики (в пересчете на одного жителя) было самым высоким в мире после США. Но с тех пор вооруженное противостояние с арабскими странами оказало значительное негативное влияние на эту отрасль промышленности Израиля. По мнению экспертов, будущее этого государства, как одного из лидеров в информационной революции, во многом будет зависеть от урегулирования арабо-израильского конфликта.

Глобальное развитие информационной революции может быть изменено непредвиденными обстоятельствами. Такие события могут произойти в будущем так же, как они имели место в прошлом. Возможные геополитические изменения типа новой «холодной» войны, глобальный военный или крупномасштабный региональный конфликт затронут развитие различных государств, регионов и мира в целом.

Постоянные, широко распространенные террористические акты также могут иметь подобный эффект для отдельной страны или целого региона.

Независимо от того, что может случиться, информационные технологии продолжат преобразование мировой экономики. Эксперты полагают, что эти изменения, в конечном счете, будут глубокими.

Преобразования в сфере высоких технологий являются частью технологической революции, основные элементы которой проявятся в течение ближайших 10-20 лет. Прогресс в биотехнологии, нанотехнологии и их совместных применениях с информационными технологиями должен кардинально изменить мир в XXI веке. Последствия биотехнологии будут особенно глубокими и неоднозначными.

За прошедшее десятилетие сделаны важные открытия, способствующие контролю за фундаментальными структурами на микро-, нано- и молекулярном уровне. Проведенные исследования в области нанотехнологии позволят создать принципиально новые вычислительные устройства. Согласно выводам экспертов, эти разработки, вероятно, изменят практически все отрасли промышленности - от новых вакцин и компьютеров до новейших материалов для машиностроения и легкой промышленности, значительно влияя на обстановку в мире в XXI веке.

Специалисты констатируют, что в ходе указанных преобразований сохранится неравенство отдельных государств и регионов мира, более того, ускорение темпов технологической революции приведет к углублению неравенства и, как следствие - к прогрессирующему росту напряженности во всем мире.

Таким образом, в рассматриваемой перспективе геополитические тенденции, которым содействует информационная революция, могут обозначить новые вызовы Соединенным Штатам.

Несмотря на то, что экономика и население США государства достаточно хорошо подготовлены к неожиданным ситуациям в процессе информационной революции, в ближайшие десятилетия появится значительное количество стран, не охваченных всеобщей глобализацией. По мнению американских специалистов, те государства, уровень развития которых не будет отвечать требованиям информационной революции, могут объединиться и представлять собой угрозу жизненным интересам США:

– допустившие значительное отставание в ходе информационной революции государства могут стать базой для деятельности террористов, нацеленной в том числе на США;

– стремление не отстать от США в области информационных технологий внесет напряжение в экономику европейских стран, что может явиться предпосылкой для разногласий государств-членов блока НАТО;

– в случае, если Япония окажется не в состоянии адаптироваться к новым требованиям информационной революции, в АТР возникнет вакуум, который будет заполнен Китаем. Это значительно укрепит позицию Китая в Азии и сделает его равным конкурентом США на мировом рынке высоких технологий.

© "Информационная цивилизация – XXI век"