Добавить в избранное

27.10.08

30 октября 2008 г. в Москве состоится экспертный Круглый стол "Проблемы координации деятельности организаций российских соотечественников на Украине". Организатор мероприятия – Институт Русского зарубежья...

 

26.02.08 "

28 февраля участники Круглого стола в ЦДЖ обсудят вопрос о влиянии событий конца ХХ – начала ХХI века на русскую идентичность в России, СНГ и странах Балтии...

 
 

Дж.Райзен в предисловии к своей книге "Состояние войны. Сек-ретная история ЦРУ и администрация Буша" указывает на то, что на внешнеполитический курс Дж.Буша оказывает неоправданно большое влияние политическая группировка неоконсерваторов во главе с вице-президентом Д.Чейни и министром обороны Д.Рамсфелдом. В результате этого, по мнению Дж.Райзена, в нынешней администрации нарушен прин-цип "сдержек и противовесов", в результате чего в стране был создан жест-кий контрразведывательный режим, Афганистан превратился в настоящее "нарко-государство", а обстановка в Ираке представляет собой полный хаос.

Совет национальной безопасности США не выполняет воз-ложенной на него координирующей роли, основные внешнеполитические решения принимаются в аппаратах вице-президента и министра оборо-ны.

Во многих случаях важнейшие внешнеполитические проблемы серьезно не обсуждаются. В частности, в свое время не было проведено ни одного совещания с участием всех основных советников Дж.Буша по вопросу целесообразности оккупации Ирака. Следствием такого подхода является то, что администра-ция Дж.Буша не осуществляет эффективного руководства внеш-неполитическим курсом страны, а радикальные решения прини-маются в короткие сроки без глубокого обсуждения.

При этом высшее американское военное руково-дство и руководство разведывательного сообщества, которое в си-лу профессиональной подготовки обычно отвергает радикальные шаги, в этот период демонстрировало свою откровенную слабость. Офицерский состав ВС США, в частных беседах указывавший на нехватку войск в Ираке, тем не менее официально выражал полное согласие с линией Белого дома, что давало повод Вашингтону ут-верждать, что военное командование Соединенных Штатов в пол-ной мере удовлетворено имеющимися ресурсами.

Однако хуже всего, по оценке автора, в годы нахо-ждения у власти Дж.Буша функционирует разведывательное со-общество США. Накануне войны против Ирака в 2003 году ЦРУ готовило не документы с независимыми разведывательными оцен-ками, а стремилось угодить в них Белому дому.

Снижение уровня профессионализма в центральном разведывательном управлении началось гораздо раньше – в 90-х годах прошлого столетия, когда завершилась "холодная война" и когда исчезла главная задача, под которую и было создано ЦРУ в 1947 году – ведение войны против коммунизма. После этого по-следовал период невнимания к разведке со стороны администра-ции Б.Клинтона. Сокращался разведывательный бюджет. На этом фоне в начале/середине 90-х годов написали рапорта об отставке многие руководители ЦРУ. После прихода в ЦРУ М.Дейча были уволены многие руководители главного оперативного управления ЦРУ, осуществлены другие меры, после чего это структура так до сих пор и не оправилась от потрясений. Морально-психологический уровень опустился до крайне низкого уровня. ЦРУ оказалось практически парализованным. Решения о проведе-нии рискованных операций не принимались из-за боязни того, что они могут привести к нежелательным политическим последстви-ям. Возможности ЦРУ по вербовке агентуры в горячих точках, та-ких, как Ирак, еще более сократились.

В отсутствии одной главной задачи (противостоя-ние Советскому Союзу в годы "холодной войны") у руководства ЦРУ появилось искушение перераспределять ресурсы с одной за-дачи на другую с учетом интересов и даже прихотей той или иной администрации. Например, "благодаря" вице-президенту Э.Гору одним из приоритетов ЦРУ одно время было отслеживание со-стояния окружающей среды в глобальном масштабе.

Увеличение информационных потоков и появление Интернета повысили давление на политиков с точки зрения необ-ходимости реагирования на возникающие кризисные ситуации, а политическое руководство, в свою очередь, усилило давление на ЦРУ. Главной задачей разведки стало оперативное отслеживание текущей обстановки для включения новой информации в сводки для президента. В то же самое время в загоне оказалась работа по долгосрочному и глубокому анализу ситуации. Аналитики были вынуждены переориентироваться на подготовку срочных корот-ких докладов, которые могли привлечь внимание руководства. Аналитики ЦРУ стали своего рода "секретными эквивалентами" телевизионных репортеров. В результате этого у все большего числа сорудников практически не оставалось времени для того, чтобы дать более глубокую оценку тех или иных событий или яв-лений. По словам бывшего сотрудника управления разведки и ис-следований госдепа К.Форда, если в 70-е годы 70-80% аналитиков ЦРУ осуществляли глубокое изучение наиболее актуальных про-блем, то в настоящее время 90% процентов персонала занимается освещением текущей обстановки. "В настоящее время эксперты оценивают разведывательные данные и дают свои комментарии, однако они не обладают глубокими знаниями для того, чтобы оп-ределить достоверность информации. В американских спецслуж-бах осталось очень немного специалистов, которые знают, каким образом ведется настоящая аналитическая работа".

Управление национальной безопасности США в 1990 году совместно с ЦРУ добыло практически все шифроваль-ные устройства (и руководства по их эксплуатации), которые ис-пользовались Советским Союзом, что предоставило дешифро-вальщикам из УНБ колоссальные преимущества. Эти устройства были добыты в Праге, после чего они были доставлены в США для тщательного изучения.

Важнейшей задачей УНБ после 11 сентября 2001 года, по секретному указанию Дж.Буша, стала организация с нача-ла 2002 года системы прослушивания телефонных переговоров, отслеживания сообщений электронной почты и другой информа-ции, передаваемой по сети Интернет внутри Соединенных Шта-тов. Американские специалисты расценивают такие действия как крупнейшую с начала 60-х годов контрразведывательную опера-цию, которая, как полагают, к тому же нарушает четвертую по-правку1 к Конституции США.

Военная разведка. Д.Рамсфелд предпринял ряд ша-гов по усилению своего контроля за разведывательными опера-циями за рубежом. Одновременно он попытался расширить пол-номочия и возможности военной разведки и спецподразделений ВС США по проведению самостоятельных тайных операций, что до последнего времени было исключительной прерогативой ЦРУ. Рамсфелд стремился создать собственные структуры, которые бы-ли бы способны осуществлять акции практически бесконтрольно с использованием средств из закрытой части бюджета Пентагона. По докладам американских послов и резидентов ЦРУ из ряда стран Африки и Латинской Америки, в ряде случаев они не имели ни малейшего представления о действиях специальных разведыва-тельных подразделений Пентагона в странах своего пребывания.

Операция "Мерлин". В феврале 2000 года ЦРУ про-вело в Вене операцию по тайной передаче Ирану поддельной тех-нической документации якобы для изготовления блока автоматики ТБА-480, используемого в советских (российских) ядерных бое-припасах имплозивного типа. Документы по заданию ЦРУ пере-дал иранцам российский ученый-ядерщик, работавший ранее в ядерном центре "Арзамас-16" и сбежавший в США в начале 90-х годов. По задумке ЦРУ, в реальные документы по ТБА-480 амери-канскими специалистами были сознательно внесены искажения, которые должны были бы направить иранскую ядерную програм-му по ложному пути и отодвинуть тем самым минимум еще на три года ее реализацию. Вместе с тем недостаточно продуманная ЦРУ операция (агент ЦРУ – русский ученый-ядерщик самовольно со-проводил документацию своими комментариями) позволила, как считает автор, свести на нет весь замысел операции.

Двойные стандарты в борьбе с наркоугрозой. Со-гласно официальным инструкциям и наставлениям Пентагона, американские войска, действующие на территории Афганистана, могут уничтожать найденные в ходе проведения операции, дос-мотров и патрулирования местности наркотики. Автор обращает внимание на то, что это в корне отличается от общепринятых в ВС США норм, обязывающих обеспечивать уничтожение наркоти-ков. Подобное отступление от общепринятой практики обуслов-лено нежеланием американского командования ссорится с оказы-вающими США поддержку афганскими полевыми командирами, одновременно выступающими в качестве крупнейших наркотор-говцев.

Сообщается, что офицеры сил специальных опера-ций информировали автора о получении ими прямых запретов на уничтожение обнаруженного опиума и героина, принадлежащего лояльным Вашингтону местным группировкам. Кроме того, руко-водство Пентагона неоднократно отказывалось от проведения опе-раций по ликвидации выявленных разведкой крупнейших лабора-торий по производству наркотиков и хранилищ сырья, располо-женных в юго-восточных провинциях Афганистана.

Игнорирование реальных угроз в угоду политиче-ской конъюнктуре. По мнению автора, администрация Дж.Буша совершенно нерационально использовала имеющиеся ресурсы, силы и средства разведки и других госструктур для доказательства якобы имеющихся связей иракского режима с У.бен Ладеном, не-обходимых для формирования благоприятного пропагандистского фона вокруг военной операции против Багдада. При этом Белым домом игнорируются реальное взаимодействие между Аль-Каидой и правящей элитой Саудовской Аравии, создающее серь-езную угрозу безопасности США.