Добавить в избранное

27.10.08

30 октября 2008 г. в Москве состоится экспертный Круглый стол "Проблемы координации деятельности организаций российских соотечественников на Украине". Организатор мероприятия – Институт Русского зарубежья...

 

26.02.08 "

28 февраля участники Круглого стола в ЦДЖ обсудят вопрос о влиянии событий конца ХХ – начала ХХI века на русскую идентичность в России, СНГ и странах Балтии...

 
 

Обсуждая проблему создания системы связи и коммуникаций в рамках ШОС, следует, на мой взгляд, исходить из ее целевого предназначения, обусловленного необходимостью построения единого информационного пространства этой Организации, не только как набора соответствующих технических средств и инструментов для разнообразной работы с информацией, но, прежде всего, как его смыслового, содержательного наполнения.

Если исходить из того положения, что ШОС является международной организацией цивилизационного типа, поскольку включает в себя четыре общепризнанных государства-цивилизации в лице России, Китая, Индии и Ирана, то модель такого пространства должна включать в себя некое информационное ядро, в роли которого видятся цивилизационная идеология, а также структуры цивилизационного управления, использующие, в том числе, и последние достижения информатизации.

Мне представляется, что разработка единой цивилизационной идеологии ШОС является сегодня самой актуальной, самой насущной задачей, без чего нельзя обеспечить комплексное, созидательное, поступательное движение в будущее этой Организации. Иначе очень скоро она может зайти в тупик своего развития.

Потребность в скорейшем создании цивилизационной идеологии ШОС диктуется складывающейся обстановкой в мире. Мы видим, что прекращение противоборства в мире двух глобальных идеологических систем - капитализма и социализма (коммунизма) не привело к единству мира, а резко усилило межцивилизационную напряженность. Нарастают глобальные межцивилизационные противоречия и конфликты, особенно заметные в отношениях Запада с мусульманским миром. Идет самая настоящая информационная война с целью разрушения культурного ядра народов.

Но главная битва развертывается в сознании людей. Информатизация всех сторон жизнедеятельности стала всепроникающей. Интернет, с одной стороны, открыл новые возможности для общения и совместной деятельности людей, а с другой, многократно увеличил возможности для манипулирования людьми, для воздействия на их сознание. Человеку становится все труднее ориентироваться в непрерывно нарастающем потоке информации, несущем некие "новые" ценности.

Именно цивилизационная идеология ШОС призвана стать базовой опорой, оптимальной защитой общественного сознания и социо-культурного бытия, средством противодействия деструктивным, дезориентирующим воздействиям. Она будет способна стать противовесом разрушительной экспансии западной культуры, представляющей собой угрозу для цивилизационных ценностей стран ШОС, для цивилизационной идентичности их народов.

Цивилизационная идеология ШОС позволит скрепить цивилизационное ядро этой организации, обеспечить ее целостность в эпоху интеграции ценностей, а также выстроить верный вектор цивилизационного развития.

Целенаправленное созидание нового идеологического единства в рамках ШОС - это, прежде всего, духовно-нравственная задача. Цивилизационная идеология ШОС - это соединение всего лучшего, что присуще всем народам и цивилизациям. Это синтез принципов, национальных идей, национальных идеологий, национальных цивилизационных ценностей, проектов, интеллектуальных инициатив.

При этом речь идет и о сохранении своей идентичности, об уважении самобытных культур всех народов, государств и цивилизаций, об учете согласованных интересов, реальных общественно-политических, социально-экономических, культурных, научных и иных аспектов как сегодняшнего дня, так и перспектив развития.

В цивилизационной идеологии ШОС могла бы найти свое воплощение и Русская идея и идеологемы других государств в гармоничном соответствии друг с другом. Эта идеология должна основываться на прошлом историческом опыте, выполнять свою миссию в настоящем и закладывать основы будущего созидательного развития ШОС.

Духовно-нравственная работа над цивилизационной идеологией ШОС должна идти в русле осознания своей культурной, исторической, цивилизационной ответственности за судьбы народов и государств не только самой организации, но и мирового сообщества. Уже сам процесс выработки идеологии призван закрепить осознание того факта, что только общими усилиями цивилизации, народы и государства могут обеспечить выживание всего человечества, его прорыв в будущее в условиях растущих глобальных вызовов и угроз. Эта идеология призвана помочь поиску идеального социально-экономического жизнеустройства на глубоких духовно-нравственных началах, на здравом смысле, совести, справедливости, правде.

Цивилизационная идеология ШОС позволит увидеть пространство ШОС как единое целое, поможет развитию стратегического мышления, охватывающего масштабы мира, расширению общественного сознания, трансформации представлений о безопасности как сохранении целостности на принципах управления противоречиями; об образовании, готовящем человека знаний, воли и духа; о всех других аспектах жизнедеятельности.

Как мне представляется, основы цивилизационной идеологии уже складываются сегодня. И инициативу здесь проявляют китайские товарищи. Так китайский философ Ван Цзянь в своей книге, вышедшей в 2006 году, определил, что назначение ШОС состоит в том, чтобы быть источником и гарантом общественного блага. Многого стоит недавнее решение XVII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая (КПК) о сообразном с природой, в гармонии с экосферой развитии Китая.

Решаемая китайским руководством задача построения среднезажиточного, гармоничного социалистического общества в полной мере отражает его стремление привести в соответствие возможности природы с удовлетворением многократно возросших потребностей людей и одновременно ослабить антропогенную нагрузку на биосферу. Это очень важный прецедент в мировой истории и мировой практике, достойный пример для всех стран ШОС.

К сожалению, современная Россия отстает в выдвижении и претворении в жизнь научных, концептуально-идеологических направлений развития, имея богатейшее теоретическое наследие. Видимо негативно здесь сказывается отсутствие у нас национальной идеологии, по существу, запрещенной либеральной Конституцией 1993 года. Ведь у России есть немало достойных идеологем. Вспомним Достоевского, который видел предназначение русского народа в восстановлении гармонии у себя в стране и между странами. Именно в гармонии он видел цель эволюции человека, государства, управления.

Непреходящее научно-практическое значение для выработки цивилизационной идеологии имеет творческое наследие Менделеева. Его взгляд в будущее из прошлого содержит искомое описание нашего социального завтра. Он писал о мировоззренческой организации рационального государственного управления, научной и промышленной деятельности общества. Его советы нацелены на "… консолидацию инициативных идей и усилий, на их реализацию, на необходимость научиться относиться бережно к собственным природным и человеческим ресурсам и возможностям".

Русский ученый Вернадский, ученик Менделеева, развивая его идеи, утверждал "принцип разумного содействия людей друг другу для улучшения их жизни, где главное - это развитие просвещения страны во имя заботы о благе народа". К слову сказать, Вернадский увидел в социализме то, что не заметили ни Маркс, ни Энгельс, ни Ленин, которые считаются основоположниками этого учения. Появление марксизма Вернадский связывал не с обострением классовых противоречий, а с гигантским ростом научных, теоретических знаний, со взрывом творческого человеческого мышления. Социализм он представлял как прямой результат роста научного мировоззрения и как власть ученых.

Таким образом, цивилизационная идеология ШОС может в себя включать и идеологию (в приемлемых аспектах) либерализма, и идеологию социализма, и религиозные учения. Например, в цивилизационной идеологии ШОС могли бы найти свое отражение мысли Великого Аятоллы Имама Хомейни, изложенные им в своем Завещании, о защите угнетенных и обездоленных масс, об установлении социальной справедливости в интересах всех людей, о приоритете духовно-нравственных ценностей и ориентиров, о недопустимости всех видов аморального поведения.

Цивилизационная идеология ШОС должна помочь России выйти, наконец, из парадигмы "цивилизованного развода" в рамках СНГ и включиться по-настоящему в цивилизованный сбор народов и цивилизаций на пространстве ШОС на основе гармоничного взаимодействия.

Цивилизационная идеология ШОС как система нравственных, религиозных, философских, политических и правовых взглядов и идей объединяющая народы и государства для их совместного развития, способна реально выступать в роли системообразующего вектора в строительстве самой Организации, в ее практической деятельности, в обеспечении коллективной безопасности, включая и информационную защиту.

Совмещение формы и содержания или технических средств информации и идеологического наполнения каналов связи и телекоммуникаций в едином информационном пространстве ШОС открывает для стран-участниц Организации самые благоприятные возможности созидательного, устойчивого развития, поддержания их жизнестойкости и жизнеспособности.

Вместе с тем, создание целостной цивилизационной идеологии ШОС в полной мере отвечает потребностям всего человечества, поскольку ее реализация позволяет выйти на решение не только региональных, но и глобальных проблем, на сохранение базовых ценностей нынешних и будущих поколений, на обеспечение мира во всем мире. Видимо, настало время сформировать в рамках ШОС интеллектуальный центр, который целенаправленно занялся бы подготовкой проекта цивилизационной идеологии.

Выступление на круглом столе на тему: "ШОС и международные проекты в области связи и телекоммуникаций" (13,12.2007 г., Деловой центр "Александр-Хаус", гор.Москва)

©Л.И.Шершнев, председатель ОКС в поддержку ШОС

©"Информационная цивилизация – XXI век"

©"Фонд национальной и международной безопасности"